История кайтсёрфинга
Не смотря на то, что кайтсерфинг один самых молодых видов спорта - ему всего чуть больше десяти лет, корни его появления уходят далеко в глубь веков. По одним источникам, кайт придумали китайцы еще за тысячу лет до нашей эры, по другим он впервые появился в Индонезии еще раньше. Мы не будем так сильно углубляться в историю, тем более что те первые кайты мало напоминают современные, так были одно стропными и с жесткой рамой. С их помощь невозможно было двигаться против ветра. Напомним лишь, что западный мир узнал о них только в тринадцатом веке благодаря известному итальянскому путешественнику Марко Поло. Именно он в 1295 году привез из Китая первый кайт и очень подробно описал саму идею и технологию его изготовления.
По мере интенсивного развития науки и технологий соответственно шагнула вперёд и технология изготовления кайтов. Они начали приобретать самую невероятную форму, а для их изготовления использовались самые передовые технологии и материалы. Но до девятнадцатого века концепция мало изменилась. Только в 1826 году Джордж Покок получил первый патент в области кайтостроения. Он использовал кайт для перемещения морских судов с четырех стропной системой управления. Благодаря этому новшеству с кайтом стало возможно двигаться против ветра, а так же управлять его тягой.
Следующий прорыв произошел только в пятидесятых года прошлого века, когда Франсуа Рогалло изобрел "мягкий" кайт, который не требовал жесткой рамы для его удержания в воздухе. Кайт был сделан таким образом, что приданием ему формы и жесткости служил набегающий поток воздуха. Франсуа Рогалло, сотрудник NASA, впервые смог исследовать поведение кайта в аэродинамической трубе, что позволило намного увеличить его летные характеристики. Эта технология так же легла в основу создания таких сверхлегких летательных аппаратов, как параплан. Так же оказалось, что используя двух или четырех стропную систему управления вместо одной, кайтом можно легко управлять на больших скоростях в движении.
Так из древней плохо управляемой одно стропной игрушки, кайт постепенно начал эволюционировать в современную эпоху, когда сторонники экстремальных развлечений начали искать ему применения в своих целях. В 1964 году в США была зарегистрирована первая ассоциация кайтинга.
Пионерами же современно кайта стали американец Билл Рослер и французы братья Доминик и Бруно Леганю.
Билл Рослер вместе со своим сыном Кори разработали систему "KiteSki", которая включала в себя водные лыжи и двух стропный кайт типа "дельта". Позже лыжи переросли в однонаправленную доску.
Обратите внимание, что для перезапуска кайта требовалось смотать лебедку на планке, взять кайт в руку и придать ему импульс.
Свою разработку отец и сын Рослеры запатентовали. В 1994 году было запущено производство и данная продукция пользовалась большим успехом.
Самую же революционную идею в кайтостроении привнесли братья Леганю. Именно они придумали надувной кайт! В 1984 году они получили патент на "морское крыло" - кайт с передней надувной кромкой, которое легко перезапускалось с воды.
В 1993 году братья под торговой маркой "Wipicat" произвели и продали во Франции первые двести кайтов. Позже производство было перенесено в Китай, где кайты производились основанной ими компанией "Wipika". В 1999 году Леганю начали продавать лицензии на свой патент многим компаниям, что послужило бурному росту развития кайтсерфинга.
В 2000 году они переехали и обосновались в Доминиканской Республике, где много идеальных спотов именно для кайтсерфинга. Позже братья разделились. Один остался в основанной ими компании "Wipika", другой основал новую компанию "Takoon". Оба бренда до сих очень популярны.
Первые надувные кайты братьев Леганю были двух стропными и управлялись планкой длинной около метра при длине строп пятнадцать метров. При такой системе управления полностью отсутствовал дипауэр и сбросить излишнюю тягу можно было только переводом кайта ближе к краю ветрового окна.
Позже ими была изобретена четырех стропная система управления с дипауэром. Она позволяла менять угол атаки крыла по отношению к набегающему потоку воздуха при помощи планки управления. Хотя эта система и не сбрасывала тягу до нуля - это был очередной прорыв.
Очередной революционный прорыв произошел с изобретением плоско арочных кайтов типа "boy". Новая конструкция со 100% дипауэром позволила полностью, практически до нуля сбрасывать тягу, а перестартовка с воды стала еще проще. Первыми идею такого кайта так же запатентовали братья Леганю. С этого момента началось еще более бурное развитие кайтсерфинга и он стал поистине народным видом спорта, так как безопасность увеличилась в разы.
Не забылись идеи Джордж Покок и в наши дни. Кайты применяются в промышленных масштабах для буксировки больших океанских контейнеровозов. Размеры таких кайтов колеблются от 150 до 600 м.кв с длинной строп до 300 метров. Все это управляется с помощью компьютера и позволяет экономить за рейс до 20% топлива.